Богдан: Вы не были у нас довольно давно, наверно, со времени фестиваля «Перекресток» 2000 года, какие-нибудь воспоминания остались? Армен Григорян: Я помню, как мы выступали тут в Кирове с Найком Борзовым в почти бессознательном состоянии, и это было очень весело. А после этого был еще джем, но уже в совершенно бессознательном состоянии. Богдан: Что вы тогда пили? Армен Григорян: Ой, да чего только не пили! Богдан: Из вашего райдера исчезло упоминание о спиртном и так же вы бросили курить. С чем это связано? Армен Григорян: Нет, ну мы позволяем себе употребление алкоголя, но уже совсем не в тех количествах как раньше. Завязали мы, примерно, третий или четвертый год, а если бы продолжали по тем же нормам, то сейчас можно было бы смело сдаваться в наркологический диспансер. Богдан: А курение? Вы же курили больше двадцати лет… Армен Григорян: Да, я бросил курить и очень этому рад. Наверное, Шопенгауэр со своей первичностью сознания и своим представлением о мире был прав. Я вдруг четко осознал бесполезность этого занятия, а именно – запускания в себя дыма через легкие. Потом мне резко перестали нравиться женщины, которые пахнут табаком, такое ощущение, что общаешься с пепельницей. Поэтому сейчас я вожу с собой гантели и так же не пью кофе, прямо отторжение к нему какое-то. Богдан: Наверно, на вас сильно повлияла книга Аллена Карра «Легкий способ бросить курить»? Армен Григорян: Да, но уже потом, когда я бросил, решил все это «залакировать». У меня была неделя, когда я находился в состоянии: туда-сюда, и именно в этот момент мой приятель, бросивший курить, говорит: «Слушай, почитай!» Теперь мое возвращение в это ужасное состояние практически не возможно. Богдан: Вам не кажется, что эта книга очень опасная вещь, которая может лишить потребителей всю мировую табачную промышленность? Армен Григорян: Помимо этой книги Аллен Карр написал еще более опасную книжку, которая называется «Легкий способ бросить пить». Вот это уже страшная вещь! Если мне подарят ее, то, пожалуй, придется вступать со всеми в кулачные бои, что мне не очень хочется. Богдан: Может, пока не поздно стоит их запретить? Пока не произошла катастрофа? Армен Григорян: Нет, я думаю, что запрещать эти книги не стоит. Если кто-то мучается от своих вредных привычек, хочет бросить, но у него это не получается, то лучше взять их и почитать. Богдан: У вас сменился скрипач, Святослава Бухарова заменил Максим Гусельщиков. Он пока сессионный музыкант или это постоянные изменения в составе? Армен Григорян: Видимо, да. Наверно, он станет постоянным участником коллектива. Слава Бухаров заболел, и у нас перед туром совершенно не было времени искать нового скрипача. Поэтому сработало сарафанное радио. Вначале мы взяли его в украинский тур на два концерта, и он полностью подошел по звуку КРЕМАТОРИЯ, скорее всего он задержится у нас надолго. Богдан: Я слышал, что в самом начале вы играли довольно тяжелый рок. Почему это все потом превратилось в полу акустические «Винные мемуары» (первый альбом КРЕМАТОРИЯ)? Армен Григорян: Понимаешь, надо все рассматривать в декорациях того времени. Играть тяжелый рок в тех условиях было совершенно невозможно. Не было ни места, ни разрешения, и мы целых два года испытывали абсолютный концертный голод – выступать было нельзя. Затем на нас повлиял Майк Науменко. Я услышал его акустический альбом, и мы решили так же записать свою программу, хотя у нас в Москве тогда такой практики еще не было. Богдан: Такой практики как в Ленинграде у Андрея Тропилло? Армен Григорян: Да, как у Тропилло, как у всей питерской школы. Поэтому мы решили пойти по питерскому пути. Богдан: Вы часто бываете в гостях у Дмитрия Добрынина на Радио России. Наверное, вы с ним друзья? Просто, насколько я знаю, он совершенно не любит русский рок. Армен Григорян: Дмитрий достаточно тяжелый парень в плане музыки и смотрит на русский рок с позиции западного человека. Его любовь или не любовь к русскому року происходит только от этого. Но мы с ним довольно давно общаемся на почве байкерства и байкерского объединения «Ночные волки». В свое время «Ночные волки» очень поддерживали КРЕМАТОРИЙ. Они, конечно же, любили металл, но КРЕМАТОРИЙ проходил у них как акустический металл. Богдан: Поэтому Дмитрий вас и приглашает в свои передачи? Армен Григорян: Думаю, да. Помимо всего прочего Дмитрий Добрынин имеет хороший музыкальный вкус и у него очень четкое деление на жанровость. Богдан: Как вы относитесь к тому, что на западе есть ваш металлический тезка CREMATORY? Армен Григорян: Вот если бы мы жили в цивилизованной стране, то мы могли бы подать на них в суд… потому что они появились гораздо позже, чем мы. Но у нас есть патент или торговая марка только на название CREMATORIUM в этом вся загвоздка. Кстати, именно Добрынин мне рассказывал, что когда они приезжали в Россию, он у них про это как-то спрашивал, и они вроде в курсе, что существует русская группа КРЕМАТОРИЙ. Богдан: А вы сами давно об это узнали? Армен Григорян: Ну да, довольно давно. Эта группа ведь тоже появилась, делая ставку на эпатаж и скандальность названия. Богдан: Хотели бы посетить их концерт? Армен Григорян: Вряд ли. Я же не могу ходить на все концерты. Недавно я был на концерте MUSE, и они мне очень понравились. Притом понравились как инженеры-конструкторы, которые играют абсолютно технически-выверенную музыку, но при этом так же обладают исключительным мастерством. Это был шикарный, галактический концерт, жаль, что наши организаторы постоянно жмутся из-за денег и не могут обеспечить нормальную двух с половиной часовую программу этих ребят. Поэтому я бы лучше еще раз сходил на MUSE, чем на CREMATORY. Богдан: Я слышал, что в прошлом году в Нижнем Новгороде организатор вашего концерта проиграл весь его бюджет в казино… Армен Григорян: Вообще, странный был человек… Как же люди меняются… мы знали его довольно давно, вроде был всегда вменяемым… и то, что он окажется таким прожженным игроком мы даже не могли предположить! Но, слава богу, нашлись там хорошие люди, с которыми мы даже не были раньше знакомы, но они пришли нам на помощь, организовали автомобили и даже пытались вытрясти из него деньги «с паяльником в руках»…Страшная история, давно такого не было! Богдан: Вы так и не получили денег за концерт? Армен Григорян: Нет, мы получили, примерно пол гонорара, а остальное потом. Богдан: Организатор остался жив? Армен Григорян: Жив, жив. Наверно, в шрамах, но жив… Богдан: У вас появилось много новых песен («Амстердам», «Не дрянь», «Рукоблудница Лида»), когда они материализуются в новый альбом? Армен Григорян: Ваяем, ваяем. Сейчас после «Третьего Ангела» подход к записи немножко изменился и теперь каждая песня изначально моделируется на компьютере. Сейчас этим всем занимается Илья Шаповалов в Москве, и мы имеем возможность что-то дописывать, временами возвращаясь из тура. Я думаю, что альбом появится в марте. Богдан: Название уже появилось? Армен Григорян: На данный момент я все более склоняюсь назвать альбом по одной из песен, которая носит название «Голый парад». Она вполне характеризует то время, в котором мы находимся и концепцию всего альбома. Богдан: По-моему, основной концепцией альбома были заявлены всевозможные отклонения. Почему так? Армен Григорян: В принципе, там нет ничего такого нового, опять рассматриваются отношения между мужчинами и женщинами. Есть, конечно, и экстремальные песни. Скажем после того, как я бросил курить, появилась песня «Оля», которая помирает от курения и алкоголя… Мне кажется, что это какой-то новый альбом, такого раньше у меня не было. Мы изменили подход к записи и стали прибегать к услугам саунд-продюсеров. Богдан: На какие из новых песен наиболее эмоционально реагируют слушатели? Просто раньше вы говорили, что именно эти песни войдут в новый альбом. Армен Григорян: Вся беда заключается в том, что за этот тур сильно изменились природные декорации. Была весна – стало лето, теперь осень, а потом будет зима. Мы выступали в залах, в клубах, даже были несколько концертов с шустрыми устроителями, которые за бешеные бабки делали концерт в «кабаке». В этих условиях иногда меняется текст песен, так же стал меняться и жанр: комедия, трагедия, в зависимости от того, какой финал в спектакле. Из-за этого меняются и аранжировки. Поэтому я пока в смятении, и какие песни войдут в альбом, не знаю. Богдан: Как родилась идея организовать именно акустический тур? Армен Григорян: Мне трудно это объяснить. Возможно, потому, что акустика очень похожа на квартирные концерты, которые у нас были в свое время. Мы не играли это достаточно долго, а потом стали играть такое в Москве. Я почувствовал, что это совсем другое воздействие на зрителя, нежели электричество. Мы заметили, что нашу акустику люди чаще всего называют словом магия, и, наверное, они правы. Я не знаю от чего, но именно здесь возникает особое абсолютно «интимное» музицирование. Богдан: Были ли вы знакомы с Виктором Цоем? Армен Григорян: Мы играли совместные концерты. У нас было много акустических концертов с ним и с Юрой Каспаряном. Кстати, с Юрой мы время от времени пересекаемся, как и с Бутусовым. Богдан: Но друзьями вы не были? Армен Григорян: Нет, мы были знакомыми. Вообще в среде музыкантов друзей мало, если кто об этом и говорит, то сильно преувеличивает. Ко всей старой гвардии я отношусь с большим уважением, так как они доказали временем, на что они способны. Богдан: Раньше вы каждый концерт по традиции сжигали шляпу… Армен Григорян: Каждый концерт? О-о-о! Молодой человек, вы думаете, что я такой богатый??? Нет – это миф… Богдан: Так сколько же всего шляп было сожжено за время существования КРЕМАТОРИЯ? Армен Григорян: Я могу совершенно точно заявить, что за все это время было сожжено всего четыре шляпы. Так сказать, раз в пятилетку мы по традиции сжигаем одну шляпу, и следующая шляпа будет сожжена в 2008 году. Богдан: Почему в ваших песнях так много эротики и секса? Армен Григорян: Я считаю, что взаимоотношения между мужчинами и женщинами сами по себе предполагают какой-то секс… Так же прослеживается четкая взаимосвязь между сексом и любовью. У КРЕМАТОРИЯ это всегда было и это тоже очень важная жизненная тема, а как же без этого? Мы гетеросексуальные люди и считаем, что об этом можно и нужно петь, только все в меру. Хотя, в русском языке очень трудно называть вещи своими именами, иногда так хочется это сказать, а получается нецензурное слово… Богдан: Женщины сыграли важную роль в вашей жизни? Армен Григорян: Вообще, чем больше я живу, тем больше я становлюсь феминистом. Женщины меня всю жизнь спасали. В отличие от некоторых мужчин, которые меня предавали. Были у нас и воры, и клеветники, и крысы в группе. Но вот что бы меня предавали женщины – такого еще не было, и даже такие женщины, которые на первый взгляд казались не очень благородными. Богдан: Как вы относитесь к усилению роли женщин в политике? Армен Григорян: Мое личное мнение, что чем больше в политике будет женщин – тем лучше. Вообще, моя любовь – президент Финляндии Тарья Халонен. Такая милая тетенька! Богдан: В клубе XO вам была подарена очень дорогая гитара Peavey Jack Daniel’s Electric USA, какова ее приблизительная стоимость? Армен Григорян: Я не знаю, сколько она стоит, потому что она эксклюзивная и единственная в России. Я, честно говоря, не понимаю, зачем мне ее подарили, так как она - настоящее произведение искусства, но особенно мне нравится ее название. Богдан: В Израиле из-за господина Третьякова был задержан на полтора часа вылет самолета. Были ли санкции со стороны авиакомпании к группе КРЕМАТОРИЙ? Армен Григорян: Со стороны Аэрофлота никаких санкций к группе не было, а вот со стороны КРЕМАТОРИЯ санкции господину Сергею Третьякову были по полной программе! Во-первых, ему было сделано внушение, до рукоприкладства дело, конечно, не дошло. Во-вторых, он был лишен зарплаты на некоторое время. Но с другой стороны, если бы не это случай, не появилась бы замечательная песня «Лунатик», потому что когда человек так искренне врет…в голубом глазу… Богдан: О чем? Армен Григорян: О том, что инопланетяне там были… и он не мог их оставить, потому что их бы евреи сейчас схватили! Он защищал их от израильских спецслужб! И так далее… Все это было рассказано настолько честно и откровенно, что его тогда так немножко «пощипали» и отпустили. Хотя, наверно, он еще ни разу не видел столько ненависти со стороны работников аэропорта, которым пришлось полтора часа искать пьяного музыканта. Вообще очень смешно было наблюдать, как его доставляли на борт самолета прямо эскортом машин с включенными сиренами. Действительно спецслужбы руку приложили. Богдан: Он, наверно, совсем «немного» выпил? Армен Григорян: Да! Он так и сказал: в баре пил с инопланетянами!!! Богдан: Часто происходят подобные курьезные случаи в туре и на концертах? Армен Григорян: Да, довольно часто. Так сегодня часа в три ночи мне на сотовый телефон позвонила какая-то девушка и прокричала в трубку: «А ветер! «Мусорный ветер» завтра будет???» Я ей говорю: «Будет, обязательно будет! Если вы не будете больше звонить!» Богдан: Вы часто выступаете на семинарах по защите авторских прав. Насколько вам близка эта проблема и как часто вам приходится защищать свои песни? Армен Григорян: Проблема близка, и она исчезла с тех пор, как у нас появился грамотный юрист. Любая группа, которая начинает некую профессиональную музыкальную деятельность, должна иметь наряду с продюсером грамотного юриста. Это хоть какая-то защита. Потому что рано или поздно, при подписании первых же контрактов с выпускающими компаниями, такие вопросы возникнут. У нас было столько случаев, когда нас обманывали, как на рынке. Подсовывали нам сначала одни бумаги, мы их читали, потом их куда-то уносили, потом приносили, и мы их подписывали, а там все уже было изменено. Богдан: Можете привести пример? Армен Григорян: Легко. Например, из слов «не исключительные права» убирали «не» и получалось – «исключительные». В таком случае, вы просто дарите авторство своих песен компании. Такое у меня было в свое время с «Реалом». Защита авторских прав – это очень трепетная история для любого автора, поэтому у нас сейчас есть, слава богу, хороший юрист, который может перегрызть глотку любому пирату. Богдан: Появление проекта «3' Ангел» было связано с тем, что ваши новые песни не укладывались в формат КРЕМАТОРИЯ? Армен Григорян: «Третий Ангел» – это мое своеобразное музыкальное путешествие. Все-таки, этот альбом больше нравится иностранцам и в русском роке он совсем не нужный. Богдан: Более западный продукт? Армен Григорян: Да, можно и так сказать. Я, к сожалению, не стал его продолжать. Просто не хочу петь по-английски, мне это очень сложно. Трудно петь песни, которые я не понимаю, не хочется что-то делать машинально. Так же я не могу петь переводы, часто перевод не очень соответствует моему представлению о песне. Но сам опыт работы был очень полезный, так как именно после него мы пришли к пониманию того, как нам нужно делать новый альбом КРЕМАТОРИЯ. © A-ONE - Первый Альтернативный Музыкальный Телеканал
|